i_kiddo (i_kiddo) wrote,
i_kiddo
i_kiddo

Category:

О шедеврах, гонорарах и, конечно, пиратах

По всеобщему мнению, современные писатели живут в ужасное время. Вездесущий Интернет обесценил их тексты и даже на шедеврах теперь не разбогатеешь, потому что сетевое пиратство делает большие тиражи невыгодными для издателя, а с маленького тиража и гонорар копеечный. А вот раньше, когда Интернета не было, тогда ого-го как писателям жилось! Читателю-то деваться было некуда, - хочешь новую книжку, плати денежку. И денежка текла ну просто рекой, всем на жизнь хватало - и писателям, и издателям, и книготорговцам... А пиратов вообще никаких не было. То есть были, конечно, где-то там, в Карибском море, но они в то золотое время были люди приличные, да ещё и в основном все неграмотные, поэтому писателей не обижали и нетленки у них не тырили,  а тихо-мирно грабили себе испанские галеоны.
Я как-то раньше не очень задавалась вопросом, насколько эти ностальгические легенды о прекрасном писательском прошлом соотвествуют действительности. А вот на прошлой неделе пришлось порыться в документах шекспировской эпохи. Нарыла довольно интересные факты - правда, это всё о драматургах, но не будем забывать, что неграмотными (или не очень грамотными) во времена Шекспира были не только пираты, а и большинство населения, и читателей было гораздо меньше, чем зрителей. Так что спрос на пьесы был примерно такой, как сейчас на сценарии.

Какие были гонорары у Шекспира, мы не знаем - бухгалтерия труппы лорда-камергера не сохранилась. Но если брать среднее по больнице, то платили от 4 до 10 фунтов стерлингов за пьесу (на современные деньги это от 120 до 300). Это само по себе совсем не до фига, а ещё ведь и нанимали часто не одного профессионала, а бригаду школяров, которым раздавали куски силлабуса, - каждый писал свой кусок, и потом всё это подгонялось к общему знаменателю (для тех, кто любит играть командники, должно звучать знакомо :))) Гонорар при таком коллективном подряде делился на всех и получались совсем уж смешные суммы - два раза в трактире посидеть. При этом сам процесс занимал гораздо больше времени, чем сейчас - гусиным пером, да ещё и без Гугла как-то медленно получалось, если, конечно, не плагиатить. В общем, таких профи, которые могли бы себе позволить жить исключительно на гонорары, в то время было не больше, чем сейчас. Сам Шекспир вряд ли смог бы прожить, если бы не был ещё и актёром и режиссёром - драматург в то время никаких роялти с представлений не получал, ему платили один раз, и всё. Авторские права на пьесу он, кстати, тоже терял безвозвратно, и публиковать её в виде текста не имел права. Владельцы театров вообще тряслись над текстами пьес, как царь Кащей над златом, потому что борьба за зрителя шла жестокая и каждому жизненно важно было иметь в репертуаре эксклюзив, - часто рукопись, купленная у драматурга,  существовала всего в двух экземплярах, режиссёрском и суфлёрском. Казалось бы, ну как в таких условиях можно спиратить текст? Но ведь пиратили же! Уж не знаю как, мне лично только два варианта в голову приходит - стенографировать на слух прямо в зале или подпоить суфлёра, - но промысел этот был очень развит. Большинство "первых изданий" были именно пиратскими версиями, и заметно отличались от изданных позднее оригиналов. У всё того же Шекспира "Ромео и Джульетта" сначала была напечатана в пиратской версии, и только потом уже - в авторской. А уж как над текстами популярных пьес издевались переводчики соседних государств, страшно даже рассказывать. Кто читал французские переводы-переделки "Гамлета" того времени, тот знает, о чём я. А кто не читал - тому повезло, потому что вообще-то такое лучше не знать.
Конечно, от всей этой инфы слегка грустно - похоже, 19-й век, хорошо оплачивавший труд профессиональных литераторов, явился скорее исключением, чем правилом, а теперь всё возвращается на круги своя и вряд ли изменится в ближайшем будущем. Но с другой стороны, ни одному англоязычному драматургу из более благополучных эпох так и не удалось превзойти Шекспира.
Хотя, возможно, эпоха тут и ни при чём...
Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

  • Откуда приходят персонажи

    Если мне нужно быстро сделать исторический сюжет, то проще всего брать материал из истории своей семьи, тогда над персонажами думать не приходится :)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • (no subject)

  • (no subject)

  • Откуда приходят персонажи

    Если мне нужно быстро сделать исторический сюжет, то проще всего брать материал из истории своей семьи, тогда над персонажами думать не приходится :)…